Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Чем отличается болт от винта?

Шаг вращения

Чтобы понять, что такое шаг вращения, не нужно быть экспертом. Но мы расшифруем этот судовой термин здесь чуть по-подробнее. Мысленно представьте себе обычный столовый (кухонный) штопор. Ввинчиваясь в пробку, чтобы открыть бутылку, за условную единицу времени он углубляется внутрь на определенное расстояние, при этом вращаясь по часовой стрелке. Этот путь за, допустим, секунду и будет равен шагу для штопора.

С винтом ситуация похожая. Исключение — среда, в которой работает пропеллер. Вода обладает меньшей плотностью, нежели твердое вещество, поэтому гребные винты теряют существенную часть КПД просто на то, чтобы «захватить» жидкость и направить в нужном направлении. Так, например, гребной винт с шагом 300 миллиметров при идеальных условиях должен за один полный оборот толкать судно на 30 сантиметров вперед, но из-за особенностей среды пройденное расстояние будет несколько меньше.

Есть гребные винты с возможностью изменения шага. Инженеры постарались на славу. Очень удобно, если на лодке несколько моторов или нужно как можно быстрее переставить винт с одного катера на другой в более резвым двигателем.

В принципе, с теоретической частью мы здесь можем закончить. Теперь вы знаете несколько базовых особенностей гребных винтов, применяющихся по всему миру. Полностью рассказать обо всех тонкостях подбора судовой техники мы не можем физически

Важно уяснить, что конкретный пропеллер подходит исключительно под определенную моторную яхту и судовой редуктор, идущий в комплекте с двигателем. Если вас заинтересовала данная тема, у вас есть судно, но отсутствуют гребные винты, или вам нужна профессиональная консультация, то просим обращаться непосредственно к специалистам 7Футов

История появления

Винтовой механизм был известен ещё в Древней Греции (как Архимедов винт). Позднее винт был описан греческим математиком Архитом Тарентским. В I веке до н.э. деревянные винтовые передачи уже широко применялись в странах Средиземноморья в составе масляных и винных прессов. В Европе XV века металлические винты в качестве крепёжных изделий были очень редки, если вообще были известны. Ручные отвёртки (в оригинале — фр. tournevis) появились не позднее 1580 года, хотя широкое распространение они получили только с началом XIX века. Первоначально винты были одной из многочисленных разновидностей крепежа в строительстве, и применялись в плотницком и кузнецком ремёслах.

Широкое распространение металлических винтов началось после появления в 1760—1770 годах машин для их массового поточного изготовления. Развитие этих машин поначалу шло двумя путями: промышленное изготовление винтов по дереву на одноцелевой машине, и мелкосерийная штамповка нужных винтов мастерами на полуручной машинке со сменной оснасткой.

Как определить?

Часто приходится определять размер и вид винта, например, ремонтируя в своем доме старую мебель, приборы или розетку. Когда человек не является профессионалом в этом деле, ему будет довольно трудно это сделать. На первый взгляд, это пустяковая задача, и сразу понятно, с чем имеем дело.

Создается впечатление, что для того, чтобы выбрать правильный винт, достаточно знать длину и диаметр этого винта. Но это не всегда так.

В первую очередь необходимо иметь нужный инструмент. Для определения диаметра винта и его длины можно воспользоваться штангенциркулем, микрометром или же шаблонной линейкой. При необходимости узнать размер метрической резьбы используйте специальный инструмент – шагомер. Если такого инструмента не имеется в наличии, то разрешается измерить шаг витка с помощью штангенциркуля

Но стоит обратить внимание, что точный результат получится только при крупной резьбе. Если она мелкая, измерьте несколько витков и результат разделите на измеряемое количество

Потайной вид измеряют с учетом размера головки.

Расшифровка показателей размера винта:

  • М – показатель метрической резьбы;
  • D – диаметр;
  • P – обозначение резьбы;
  • L – длина.

Для того чтобы произвести монтаж либо демонтаж изделия, которое скреплено винтом, можно воспользоваться гаечным ключом. Существует 16 разновидностей ключей, соответствующих размеру головки винта. Мастера своего дела подбирают ключ на глаз и практически никогда не ошибаются. Аматору в этом деле придется выбирать ключ методом пробы.

Если требуется вкрутить либо выкрутить винт с внутренним шестигранником, следует использовать ключ-шестигранник. Его размер можно подобрать по данным из таблицы:

Размер винта

М4

М5

М6

М8

М10

М12

М14

М16

М18

М20

М22

М24

М27

М30

М34

М36

Размер ключа

3

4

6

6

8

10

12

14

14

17

17

19

19

22

24

27

Подготовьте место до начала технических мероприятий. Проверьте наличие необходимого для работы инструмента и его исправность. В таком случае исключается возникновение проблем во время работы. Будьте внимательны при замерах, чтобы не совершать ненужных покупок и не тратить свое время на повторную поездку в магазин за необходимым винтом.

Выше скорость — больше шаг

Самый важный показатель, который часто приходится подбирать опытным путем — шаг винта. Это расстояние в дюймах, которое проходит лодка за полный оборот винта в 360 градусов. Поменяв шаг винта на одну единицу, мы получим разницу в 150–200 оборотов двигателя в ту или иную сторону. При изменении шага винта действует простое правило: больше шаг — выше скорость, меньше шаг — больше груза

Несмотря на кажущуюся простоту, очень важно подбирать винт под конкретный мотор, конкретную лодку и среднюю планируемую загрузку, так как и размер, и вес — имеют значение. Задача состоит в том, чтобы у загруженной лодки на полном газу максимальные обороты двигателя стремились к значениям, рекомендованным в мануалах производителя мотора

Чтобы подобрать шаг винта опытным путем, необходим обычный тахометр и загруженная под обычную эксплуатацию, прошедшая двенадцатичасовую обкатку лодка. Представим, что рабочий режим работы двигателя, установленного на лодку, составляет 5800–6000 об/мин. Выводим загруженную лодку на максимальные обороты и смотрим показания тахометра. Если значение выше диапазона работы двигателя — значит, винт перекручивает и на мотор идет повышенная нагрузка. Необходимо занизить обороты, повысив шаг из расчета 1 шаг — 200 оборотов.

Если обороты достигают 6000 — значит, увеличилась максимальная скорость, это лучший выход на глиссирование, мотор работает ровно — винт подобран оптимально.

Если тахометр показывает 5700–5800 — максимальная скорость увеличится еще на несколько показателей, но выход на глиссирование станет более затяжным, а работа мотора будет ощущаться с натягом. Но если избавиться от груза в виде пары-тройки человек, то показатели сразу войдут в оптимальную норму.

Сильно заниженные обороты — 5400 и ниже — говорят о слишком тяжелом винте: упадет максимальная скорость, выход на глиссер станет сильно затруднителен, повысится расход топлива и нагрузка на двигатель. Обороты повышаются посредством уменьшения шага винта. При этом значения разных винтов одного и того же диаметра и шага будут отличаться. Например, обороты четырехлопастного винта за счет большого упора будут на 100 единиц меньше, чем трехлопастного — аналогичного размера. А если мы поменяем алюминиевый винт на стальной, то значение шага у второго должно быть ниже на единицу.

Если шаг подобран правильно, вы получите хорошее значение максимальной скорости, быстрый выход на глиссер, а также убережете двигатель от чрезмерного износа, а себя — от лишних хлопот. Для тех, кто любит разнообразие и эксперименты, ходит с разной загрузкой лодки и меняет цели путешествия от буксировки лыжника до спокойной рыбалки  и перевозки тяжелых грузов с режимом экономии топлива, стоит иметь на борту сменный винт с ремкомплектом, предназначенным для решения разных задач. 

Либо подобрать винт с переменным, изменяемым шагом, что, безусловно, дороже, но менее хлопотно и позволяет менять характеристики винта в зависимости от условий. Шаг винта меняется простым движением руки — вращением кнопки, расположенной непосредственно на винте.

Выбор производителя остается за личными предпочтениями

Но если вы решили сэкономить на неоригинальном китайском винте, обязательно обратите внимание на края лопасти (они могут быть изначально кривыми), размер ступицы с одной и другой стороны, толщину лопасти (чем толще, тем хуже работает). Так же маркировка может отличаться от действительности, то есть — не удивляйтесь, если вдруг, купив винт на шаг больше, вы не получите необходимого снижения оборотов

Выбор винта — важный аспект будущей качественной эксплуатации судна, поэтому подходить к процессу лучше со всем вниманием и заботой о двигателе. Правильно подобранный винт позволит получить оптимальные ходовые показатели, сэкономить бензин и главное — продлить срок службы мотора

Поэтому лучше не экономить ни на времени, ни на средствах. Дешевле выйдет.

Размер имеет значение

Количество лопастей

Определившись с материалом, необходимо решить, какое количество лопастей станет для вас наиболее оптимальным. Это напрямую влияет на эффективность и плавность хода. Чем больше лопастей, тем меньше скорость, меньше вибрация и больше тяга.

Двухлопастные винты используются очень редко. Их область применения — это, как правило, болотоходы и электромоторы. Самые распространенные и оптимальные по своим свойствам — трехлопастные винты.

По мере увеличения площади упора увеличивается и площадь действия толкающих сил, и трение. Если нужна скорость налегке — выбирайте три лопасти. Это обеспечит вам высокий КПД, максимальную скорость и шанс, что, воткнувшись в песок, винт ляжет на две продольные лопасти, а третья будет торчать сверху, без повреждений.

Четырехлопастной винт считается грузовым, от него не стоит ждать максимальной скорости. Но зато более быстрый старт и уменьшение скорости выхода на глиссер вам обеспечены — и это хороший бонус для увлекающихся водными видами спорта. Очень важный момент, который часто становится решающим — большая площадь лопастей сэкономит расход топлива на крейсерском ходу. Благодаря четному числу расположенных друг напротив друга лопастей вибронагрузка снижается и ход лодки становится более плавным. Все эти плюсы актуальны, пока вы используете двигательную установку на  70–80% от полной мощности. Стоит достичь максимальной скорости — и четырехлопастной винт теряет все свои преимущества

Поэтому важно понимать, какую из ваших целей можно назвать первоочередной. Если вы — тягач, если вам не важна скорость и экономия топлива для вас — решающий фактор, то четыре лопасти в помощь

В остальных случаях лучше взять скоростной трехлопастной винт.

Диаметр винта

Также переменным значением является диаметр винта, измеряемый по внешнему краю лопастей. Чем больше диаметр — и, соответственно, площадь — тем выше тяговые свойства мотора, тем — как следствие — ниже скорость.

Самые часто встречающиеся: «круглое ухо» и эллипс, обеспечивающие оптимальное соотношение тяги и скорости. Для скоростных судов обычно ставят лопасти, сужающиеся к кончикам — такое строение уменьшает трение и увеличивает скорость перемещения легких судов. Для движения в заросших водоемах идеально подойдут косые винты, лопасти которых закручены по направлению движения и не имеют привычки накручивать водоросли.

Предохранение винтовых соединений от самоотвинчивания

Пружинная шайба

Пружинная шайба

Предохранение от самоотвинчивания с помощью шплинта

Несмотря на то, что крепёжные резьбы изготавливаются таким образом, чтобы угол подъёма винтовой линии был меньше, чем угол трения, винтовые соединения всё же имеют склонность к самоотвинчиванию. Причиной этого служит работа таких соединений под действием динамических нагрузок. Вибрация, тряска, удары приводят к тому, что трение по резьбе между винтом и ответной деталью резко уменьшается

Самоотвинчивание является важной проблемой, которая может привести к серьёзным последствиям. Было разработано большое количество самых разнообразных способов, предотвращающих самоотвинчивание

Их можно разбить на следующие группы:

Предохранение путём создания повышенного трения у посаженного винта. Добиваются повышения трения либо по резьбе, либо между головкой винта и деталью. Этих целей достигают созданием дополнительного давления на винт. К подобным способам можно отнести использование контргаек (когда на основную гайку сверху сажают ещё одну, чаще меньшей высоты), использование разрезных гаек (гайка состоит из двух частей с отдельными резьбами, отдельные части иногда могут дополнительно стягиваться между собой винтом), использование гаек с упругим уплотнением (в гайках проложено кольцо упругого материала, которое после установки давит на винт), использование резиновых шайб (увеличивается трение под головкой винта), использование поджима соединяемых деталей пружинами (внизу отверстия, куда сажается винт, может быть установлена пружина, которая сжимается при завинчивании винта и затем давит на него, повышая трение по резьбе). Следует отметить, что использование контргаек является не самым эффективным способом, как по эксплуатационным характеристиками, так и вследствие того, что это приводит к перерасходу материала — требуется не только дополнительное количество гаек и более длинные винты, но зачастую и увеличение габаритов конструкции.

  • Применение пружинящих шайб, устанавливаемых под головки винтов. Прижатая в ходе завинчивания, такая шайба стремится вернуть прежний объём, создавая дополнительное давление на резьбу в продольном направлении. В качестве подобных шайб используются разрезные шайбы, фасонные шайбы с упругими звеньями, специальные шайбы упругого профиля. При применении пружинящих шайб следует иметь в виду, что их толщина не должна быть слишком большой. В противном случае существует вероятность появления эксцентриситета в направлении удерживающего усилия в винте, что может привести к отрыву головки. Также к этой группе можно отнести самостопорящиеся гайки, которые имеют на нижней поверхности острые края. Врезаясь в материал детали, такие гайки обеспечивают более прочную фиксацию. Однако, это справедливо только для небольших нагрузок.
  • Применение парных шайб типа «NordLock».

Использование шплинтов, штифтов, винтов и пластинчатых пружин.

Применение деформируемых деталей. Подобные детали, шайбы и гайки имеют отгибаемые части, с помощью которых можно создавать упор, препятствующий самоотвинчиванию.

Изменение формы головки или конца винта, а также изменение формы соединяемых деталей. В этом случае концы винта могут быть расклёпаны, раскернованы или разогнуты в случае специальных винтов. Недостатком подобного рода защиты является плохой демонтаж (разборка) соединения, и чаще всего невозможность вторичного использования винтов.

Применение проволочных замков. Несколько винтов, установленные на место, могут быть скреплены между собой с помощью проволоки, пропущенной через отверстия в их головках. Крепко закрученная, проволока будет препятствовать самоотвинчиванию.

  • Применение лаков или красок. В этом случае у головки винта или гайки наносятся капли лака или краски, которые сцепляют винт с деталью. Также может быть применена заливка краской утопленной головки винта.
  • Применение анаэробных фиксаторов резьбовых соединений.

Материал: нет хороших и плохих, есть подходящий именно вам

При выборе материала нужно взвесить все за и против, понимая, где и как будет эксплуатироваться искомый винт. Как правило, выбор встает между алюминиевым и стальным винтами. Но на рынке также имеют место менее популярные пластиковые, а также производные из различных сплавов и соединений.

Алюминий

Если вы спокойно ходите по пресному мелководью без стремления летать и периодически встречаетесь с корягами и прочими нежелательными объектами, то недорогой алюминиевый винт станет для вас хорошим выбором. При небольшой деформации его можно поправить хоть камнем, а если все-таки происходит встреча с сильным разрушающим эффектом, алюминиевый винт отдаст свою недорогую жизнь во имя спасения дорогостоящего редуктора, приняв удар на себя. А это точно — меньшая боль, особенно, если помнить о том, что винт — это расходник. В идеале всегда нужно иметь с собой второй — на случай смены активности или неожиданного происшествия. С подходящим инструментом заменить его самостоятельно не составит труда. Алюминий — мягкий металл, его форму нарушить может встреча даже с небольшой бутылкой или корягой, а на мелководье песок быстро покроет лопасти выщербинами, что, естественно уменьшит КПД. Однако его невысокая стоимость и защищенность более значимого редуктора заставляют закрыть глаза на такие мелочи.

Сталь

Если ваша единственная мечта — это скорость, то прочный стальной винт — то, что вам нужно. Он, конечно, дороже алюминиевого, но и его КПД значительно выше предыдущих версий: прочность материала позволяет сильно уменьшить толщину лопасти, повысить зеркальность поверхности, кавитация на него действует не так значительно. В связи с этим показатели скорости увеличиваются на 5–7% в сравнении с алюминиевыми аналогами. Стальному винту не страшен песок и мелкий абразив — он не сотрется и даже выдержит несильный удар о топляк или дно, не изменив геометрии лопастей. Но при встрече с камнем крепкий винт не погасит всю силу удара — она перейдет на редуктор и вал, что гораздо больнее в плане ремонта и кошелька. Иногда спасает пластиковая втулка, принимающая удар на себя, но лучше все же избегать незнакомого мелководья на большой скорости и внимательно следить за показателями эхолота.

Поэтому, если вы любите погонять и радеете за скорость, ускорение и эффективность, если ваш маршрут — это знакомый фарватер и хорошая глубина, стальной винт оправдает все надежды. Не боящийся коррозии, он также будет идеален для гуляющих по морю. Если же риск наткнуться на подводную неприятность велик, а показатели скорости в несколько километров в час — всего лишь личные амбиции, алюминиевый винт будет более разумным решением. Все-таки винт — это, хоть и дорогой, но расходник. И всегда, имея на борту запасной вариант с ремкомплектом, несложно самостоятельно заменить внезапно сломавшееся устройство. Это дешевле, проще и быстрее, чем ремонт редуктора. Главное, не забудьте при замене смазать вал и убедиться в наличии сетки.

TORX®

TORX представляет собой звездный волновой профиль с шестью закругленными кулачками. TORX можно использовать для передачи более высокого крутящего момента, чем классические винтовые профили без повреждения бита или винта. Благодаря низким радиальным усилиям срок службы инструмента как винта, так и инструмента увеличивается. Низкие радиальные силы являются результатом круговой геометрии лопастей, прямых, вертикальных боковых стенок и угла поворота всего на 15 градусов. Эта геометрия практически не создает концентрации напряжений. В отличие от поперечно-углубленного профиля, например, драйвер TORX не требует применения силы. Кроме того, нет опасности проскальзывания инструмента, как это иногда бывает с профилем с прорезью. Более высокий крутящий момент также может быть передан при применении того же количества силы.

Характеристики

Гребной винт со средними характеристиками поставляется вместе с подвесным мотором Основными характеристиками гребных винтов считаются шаг винта, его диаметр, дисковое отношение и проскальзывание.

Все параметры взаимосвязаны и оптимальное значение каждого из них определяется заводом производителем еще на стадии проектирования. К примеру, моторы мощностью 20-30 л.с. обычно идут в комплекте с винтом 9,9*12, где 9,9 – диаметр, а 12 – шаг винта.

Также такие характеристики как толщина профиля лопастей и площадь их поверхности влияют на обороты, при которых возникает такой нежелательный эффект, как кавитация. Кавитация – это по своей сути закипание пузырьков воздуха вследствие образования участка с очень низким давлением.

Маленькие пузырьки сливаются в большие, и при достижении определённых размеров могут повреждать сам винт.

О наступлении кавитации свидетельствуют следующие явления:

  • движение плавательного средства рывками, скачкообразно;
  • вибрация корпуса, которая передается от гребного винта;
  • появление стороннего шума в работе винта;
  • при увеличении количества оборотов в минуту на тахометре не происходит увеличения скорости движения лодки.

Правила выбора

Критерии выбора

Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:

Число лопастей будет оказывать влияние в первую очередь на ходовые качества. Рекомендуется выбирать трехлопастные модели, варианты с 2 или 5 лопастями фактически не используются. Устройства, оснащенные 4 лопастями, применяются при наличии необходимости тяги. Их задействование является целесообразным при нужде в повышенной грузоподъемности, если особенности редуктора не позволяют увеличить винтовой диаметр.

Форма лопастей также должна быть подобрана правильно, здесь в первую очередь учитывается, что модели с увеличенной кривизной ускоряют кавитацию

К тому же передние кромки не должны быть слишком острыми, это негативно сказывается на рабочих параметрах.

Особое внимание необходимо уделить и материалу гребного винта. Наиболее надежными, прочными и долговечными считаются модели, изготовленные из нержавеющей стали нового поколения

Однако для лодок, оснащенных двигателями с малой мощностью, особенно при их использовании в пресных водоемах, подойдет и устройства, изготовленные из алюминиево-кремниевых или алюминиево-магниевых металлических сплавов.

Как определить подходит ли винт

Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.

Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:

  1. При минимальных нагрузках двигатель показывает количество оборотов, заявленное производителем; при максимальных нагрузках не наблюдается серьезного сопротивления движения, имеется возможность выйти на глиссирование. Это свидетельствует об универсальность гребного винта, он был подобран правильно.
  2. Ни при каких нагрузках двигатель не выдает заявленное количество оборотов, возникают проблемы при выходе на глиссирование. Подобная ситуация наглядно демонстрирует, что был выбран винт со слишком большим показателем шага.
  3. Возникают перекруты: мотор совершает слишком большое количество оборотов, превышая показатели, установленные производителем; при этом скорость лодки далека от максимального предела. Это свидетельствует, что требуется винт с более высоким показателем шага.
  4. Правильно подобранный грузовой винт позволит без особых проблем выходить на глиссирование даже при полной загрузке плавательного средства, небольшая потеря скорости в данной ситуации является нормальным явлением.
  5. Максимальные показатели оборотов двигателя и скорости лодки достигаются только при незначительной загрузке плавательного средства и нахождении гидроподъема в верхнем положении, подобные ситуации наблюдаются при установке скоростных винтов.

Защита для гребного винта

Преимущества и недостатки гребных винтов:

Несмотря на технические достижения, гребной винт не является идеальным механизмом. Так, его работа в качестве движителя возможна лишь при условии, что скорость его вращения будет постоянной или увеличивающейся, в противном случае лопасти, сталкиваясь с толщей воды, будут выполнять роль тормоза, причем достаточно активного.

Хотя теоретические расчеты коэффициента полезного действия движителя достигают показателей 75 %, он не способен достичь этих параметров, и они обычно находятся в пределах 30-50 %. Создать же идеальный винт с КПД в 100% невозможно, т.к. его работа зависит от условий окружающей среды, которые постоянно изменяются.

Интересный факт: хотя гребной винт значительно облегчил человеку управление водными судами и позволил двигаться на машинах значительных габаритов, его КПД все же уступает обыкновенным веслам, параметры которых достигают 60-65%. Если же сравнивать движитель с гребным колесом, то преимущество все же за механическим устройством (гребным колесом): его производительность выше, а габариты и вес – меньше. Однако в случае повреждения ремонт гребного колеса провести не только возможно, но и проще. Ремонт же цельнолитых гребных винтов невозможен, а сборных требует наличия соответствующего оборудования, навыков и проводится исключительно в условиях дока.

К преимуществам механического движителя (гребного колеса) стоит отнести его меньшую уязвимость, которую обеспечивают размеры и материал, их которого он изготовлен, т.е. ломаются они в несколько раз реже. При этом он более безопасен для жителей водного мира и оказавшихся за бортом людей. Что касается оборонной и военной промышленности, то здесь несомненное лидерство именно за гребными винтами. Так, помещение движителя под воду позволило использовать в военных целях всю поверхность имеющихся палуб, а также практически исключило возможность попадания по движителю снарядов неприятеля.

История изобретения и модернизации гребных винтов уходит корнями в глубокую древность, но лишь с развитием технического прогресса человечество смогло получить механизмы, прототипы которых используются по сей день. Однако эта отрасль промышленности продолжает совершенствоваться: ученые и изобретатели ищут сплавы и материалы для повышения производительности движителей и разрабатывают конструкции, способные устранить или уменьшить их недостатки.

Примечание:  Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com, http://okafish.ru/300/226_268.htm

гребной винт для лодочного мотора судов судна solas suzuki катера хонда спб меркурий чертеж меркури цена ветероклодочный купить гребной вращение винт ямаха сузуки тохатсу 9 11 4 5 6 7 8 9 9.8 9.9 10 11 15 30расчет диаметр лопасть защита изготовление производство размеры характеристики вал гребного винтаремонт гребных винтов

Коэффициент востребованности 2

comments powered by HyperComments

Виды и их характеристики

В зависимости от типа соединения установочные винты выбираются нужной длины, сечения (диаметр), с шагом резьбы либо с цапфой, с разными фиксирующими наконечниками подходящей формы.

Каждый из них имеет определенную маркировку, соответствующую регламенту. Кроме стандарта качества ГОСТ, принятого в России, существуют и международные аналоги стандартов ISO, а также зарекомендовавшие себя по всему миру немецкие DIN.

В зависимости от марки УВ используются как на мягких, так и на твердых металлах (либо универсальные), могут иметь разную силу сжатия, виброустойчивость, использоваться под разным углом, применяться в качестве регулировочных, временных или для постоянного удержания.

Установочные винты, в зависимости от имеющейся шлицы, подразделяются на два вида.

Внутренний шестигранник может иметь три типа удерживающей силы: скручивание (сопротивление вращению), осевое сцепление (сопротивление боковому движению) и виброустойчивость. Для работы потребуется специальный Г-образный ключ. Такой вид зажимного крепежа более защищен от несанкционированного доступа и имеет класс повышенной надежности, очень популярный и гораздо более практичный, чем обычный прямой, где плоская отвертка легко выскальзывает при тугом затягивании детали.

Спецификацию и чертеж стандартных марок УВ различных размеров, в зависимости от их назначения, смотрите далее.

Ступенчатый DIN 923 — это нажимной винт необычной формы, состоящий из 3 частей: тонкой головки с прямым шлицем и гладким корпусом, а с другой стороны резьбовой цапфой (0,7–11 мм) с тупым наконечником. Номинальная длина находится в диапазоне от 3 до 25 мм с диаметром от M1,4 до M10. Изготавливаются из латуни, углеродистой и легированной стали A1–А5, класса прочности – 4,8/ 5,8 (для болтов).

Стопорный УВ DIN 551 с прямым шлицем и плоским концом является аналогом DIN 553 под стандартную отвертку. Он очень часто используется как скрытый крепеж в различных областях: от промышленного приборостроения до мебельного производства. Поворачивается до тех пор, пока не соприкоснется с внутренним объектом, оказывая тем самым давление и создавая зажимное усилие. Изготавливаются из стандартных материалов твердостью 14H–22H из стали А1–А5, а также бывают латунные, алюминиевые и даже пластиковые. Размеры варьируются: длина – от 5 до 100 мм, а диаметр цилиндра – от M2 до M20. Класс прочности 8,8 согласно ГОСТ 1476-93.

Установочный винт DIN 913 является аналогом DIN 914, 915 и 916. Все они не имеют головки, на торце расположен шлиц для шестигранника. Отличаются между собой только типом наконечника, который может быть тупым, конусным цилиндрическим или засверленным. О преимуществах каждого из них можно узнать ниже. Вопрос выбора того или иного материала стоит довольно остро, когда планируется использование крепежа в условиях повышенной влажности, например в насосном оборудовании. Легированная сталь, титан и специальные покрытия, стойкие к коррозии, широко используются в трубопроводах. Технологии производства и металлургии постоянно развиваются, чтобы позволить использование стойких сплавов в ситуациях повышенного износа, таких как концентрация сероводорода выше 35%, температуры до 220° C, а также высокого давления. Твердость 45 H соответствует российским стандартам ГОСТ11074-93, ГОСТ 8878-93, ГОСТ11075-93 и ГОСТ28964-91.

Замена на аналог иногда бывает критической, поэтому иногда приходится обращаться к специалистам по производству крепежей. В зависимости от размеров меняется угол фаски наконечника, например у длинных винтов размера М6х10 угол фаски 90°, а короткие и длинные или толстые и длинные, такие как 12х12, имеют более тупой угол фаски 120°, что немного хуже для постоянного сцепления.

Элементы винта

Основными элементами винта являются:

  • Цилиндрический стержень — часть винта, непосредственно входящая в отверстие или вворачивающаяся в материал. Стержень частично или полностью покрыт резьбой. Длина нарезной части и глубина нарезки определяются в зависимости от материала, из которого изготовлен винт и материала соединяемых деталей, а также от диаметра резьбы.
  • Головка — часть винта, служащая для передачи на него крутящего момента. Имеет лыски под гаечный ключ или шлиц для отвёртки. Формы головки и шлица могут быть очень разнообразны.

Формы головок


Виды формы головок: a) плоская, b) выпуклая, c) круглая, d) грибовидная, e) потайная, f) полупотайная

В зависимости от предназначения различают следующие основные формы головок:

  • Плоская;
  • Выпуклая;
  • Круглая — обычно, в декоративных целях;
  • Грибовидная — низкая головка сферической формы;
  • Потайная: коническая головка с плоской внешней поверхностью, предназначенная для утапливания в материал «заподлицо», широко используется для шурупов;
  • Полупотайная: нижняя часть — как у потайной, но верх — не плоский, а закруглённый.

Виды шлицев

Прямой (плоский) шлиц (SL)

Крестообразный шлиц Phillips (PH)

Крестообразный шлиц Posidriv/SupaDriv (PZ)

Квадратная головка

Шлиц Робертсона

Шестигранная головка (HEX)

Шестигранный шлиц (Аллен)

Защищённый шестигранник(pin-in-hex)

Шлиц типа Torx (T, TX)

Защищённый Torx (TR)

Шлиц Tri-Wing

Шлиц Torq-set

Головка под вилочный ключ(Snake-eye)

Шлиц (12-лучевая звезда)

Шлиц (12-лучевая звезда)

Шлиц (12-гранник)

Шлиц Polydrive

Шлиц антивандальный One-way

Бристольский шлиц

Шлиц Pentalobe(используется фирмами Apple и Meizu)

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации