Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Разновидности мебельных петель и их назначение

Хрустит ШРУС — как определить какой из них, и что делать?

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Автолюбитель может считать себя настоящим только, когда его действительно беспокоит состояние узлов и агрегатов автомобиля, а каждый новый стук, скрип и другие признаки поломок авто не дают покоя.

Управление автомобилем можно назвать комфортным, только при условии исправности, налаженности всех элементов.

Однако у каждой детали, особенно, тех, которые работают в нагрузке и при трении как ШРУС, имеется свой рабочий ресурс.

Рано или поздно материал изнашивается, теряет свои свойства, что приводит к выходу из строя детали. Это объективно. И, «подсказку» о приближении поломки со стороны самой детали, нужно воспринимать серьезно. Лучше не ждать, когда автомобиль остановится в дальней дороге, а незамедлительно приступать к поиску неисправности и её устранению.

Владельцы машин с передним приводом знакомы с таким неприятным явлением как хруст ШРУСа. Учитывая, что передняя подвеска машины, кроме основных её функций, должна ещё и обеспечивать передачу вращения от шестерён дифференциала к ведущим колёсам, она снабжена уникальными устройствами: шарнирами равных угловых скоростей, что в сокращенном варианте звучит как «ШРУС».

Деталь эта очень важная и по конструкции достаточно сложная, соответственно она дорогая и требует повышенного внимания. Если хрустит ШРУС, то без всяких колебаний необходимо ставить машину на ремонт и менять его.

Почему хрустит ШРУС?

Видео замены внешнего левого ШРУСа

Опытные водители на слух способны определять место поломки автомобиля. Подобные навыки приобретаются с течением времени, но хруст ШРУСА нельзя спутать ни с чем.

Для того, чтобы понять природу этого характерного шума, следует вспомнить, как же ШРУС устроен. Задача ШРУСА – это передача вращения от одной полуоси к другой при условии, что угол между ними непрерывно изменяется.

Такое свойство обусловлено необходимостью не только вращать ведущее колесо, но также давать ему возможность поворачивать и перемещаться вверх-вниз на пружине.

ШРУС состоит из таких основных элементов:

  • внешний корпус в виде чаши с шестью полукруглыми бороздами внутри и полуосью снаружи;
  • внутренняя обойма в виде сферического кулака и тоже шестью канавками и шлицевым соединением для полуоси;
  • между внутренними стенками чаши и обоймой находятся 6 шариков в сепараторе.

Все элементы выполнены настолько точно, что в собранном виде не имеют люфта. Обойма через шарики передаёт усилие на корпус и вращает его, а перемещение шаров по канавкам даёт возможность изменять угол между полуосями.

С течением времени в месте соприкосновения шариков с другими элементами образовывается выработка, появляется люфт. Свободный ход шариков (перекатывание) и порождает звук, который очень похож на хруст.

Учитывая, что ШРУСЫ устанавливаются по два на каждое колесо, при появлении тревожных симптомов возникает затруднение с тем, как узнать, какой ШРУС хрустит: внутренний или наружный, правый или левый.

Как определить какой ШРУС хрустит: внешний или внутренний, правый или левый?

Как известно, каждое ведущее колесо переднеприводного автомобиля, имеет по два шарнира равных угловых скоростей: внутренний передаёт вращение от шестерен дифференциала к оси, а наружный непосредственно от оси к ступице колеса. Внешний и внутренний ШРУСы имеют одинаковую конструкцию, но разные размеры. Наружный изнашивается интенсивнее и выходит из строя быстрее.

Определить самостоятельно, какой ШРУС хрустит, можно двумя способами:

  • на стоящем автомобиле, пытаясь дёргать ось поочерёдно у шарниров. В исправном ШРУСе люфта быть не должно. Если стучит, значит выработка уже достаточно большая;
  • в движении, выполняя различные манёвры и прислушиваясь к издаваемым звукам.

Сначала следует попробовать диагностировать наружные ШРУСЫ. Для этого следует максимально вывернуть руль в движении по ровной площадке в одну сторону, а затем в другую.

Если стучит ШРУС при повороте вправо, значит, соответственно, неисправен правый, а при повороте влево – левый.

Износ внутреннего ШРУСА определяется при прямолинейном движении, но необходимо заведомо выбрать неровный участок дороги, где будет канава или яма, для того, чтобы колесо в движении опустилось максимально низко.

Въезжая в углубление поочерёдно правым и левым колесом можно определить, с какой стороны ШРУС требует замены. Ну и конечно же, после того, как вы диагностируете, какой хрустит, незамедлительно приступайте к замене ШРУСа.

Как используется ручная поворотная точилка

Ручная поворотная точилка работает так:

  1. Обух оклеивают малярным скотчем.
  2. Нож закрепляют в тисках.
  3. На направляющем стержне фиксируют брусок, саму деталь вставляют в паз шарнирного узла.
  4. Выбирают угол заточки, уточняют его размер угломером.
  5. На кромке лезвия маркером обозначают линию, по которой должен двигаться брусок.
  6. Ведя направляющий стержень от основания лезвия к острию, ее стирают абразивным камнем.
  7. Используя поворотный механизм, подставляют вторую сторону клинка под брусок.
  8. Повторяют этапы 5-6.

Имея систему с поворотным держателем, можно не бояться испортить заточку. Механизм позволяет точнее сохранить ее угол, и выполнить работу быстро. Препятствием к покупке может быть лишь высокая цена изделия.

Признаки недобросовестно установленных дверей

Чтобы убедиться в том, что двери не требуют ремонта, проводят несколько манипуляций.

Во-первых, несколько раз откройте и закройте, не применяя при этом никаких усилий. Двери должны двигаться гладко, нигде не заедая.

Во-вторых, по периметру двери должны четко прилегать к основанию дверного полотна. Для того же, чтобы убедиться в том, что дверное полотно или короб в процессе своей установки не были перекошены, можно воспользоваться уровнем. Данный пункт важен по причине того, что в случае перекоса двери, нагрузка на петли повышенная и они быстро выйдут из строя.


При неправильной установке двери проблема перекоса двери более чем вероятна

В-третьих, в каком бы положении вы не оставили приоткрытую дверь, она не должна самопроизвольно продолжать движение в сторону полного открытия или же закрытия. Подобное явление говорит, что она перекошена.

В-четвертых, любое движение по открытию или закрытию двери не должно встречать сопротивления, говорящего, что дверь заедает. Не должно быть трения между поверхностью дверного полотна и коробом. В этом легко убедиться по наличию характерных потертостей на двери и на коробе.

На последнем, пятом месте, стоит следующая особенность. После того, как дверь закрыта, между ней и коробом не должно быть зазоров, свидетельствующих, что конструкция собрана криво. Если же вы наблюдаете бросающиеся в глаза зазоры, то непременно обратитесь к мастерам, занимающимся установкой дверей и попросите переделать данный недочет. Оставлять все как есть не рекомендуется, так как впоследствии вы столкнетесь с рядом проблем.

Как приварить

После выполнения тщательной проверки расположения ворот и предварительной фиксации петли с двух сторон можно приступать к сварочным работам для полного закрепления на каркасе. От правильной фиксации зависит удобство открывания ворот и вероятность перекоса полотна.

Самой трудоемкой стадией в работе является выполнение вертикальных сварочных швов. Чтобы предотвратить смещение петель после того, как штыковая часть детали будет закреплена, необходимо использовать уровень для определения расположения оси приварной петли.

После окончательной сварки штыковых элементов на каркасе нужно надеть на них верхние части с подшипниками из стали. Придавив наживленную часть к полотну, остается завершить приваривание и обработать сварочные швы болгаркой для создания гладкой поверхности.

Популярные модели поворотных точилок для ножей

Поворотная точилка для ножей – это любая из следующих моделей:

  • Вектор Плюс,
  • Garrison,
  • MyRavey,
  • Apex Ruixin Pro.

Они отличаются качеством материалов и ценой, но подходят для заострения прямых и серрейторных лезвий. Можно выбирать угол заточки для кухонных, охотничьих, японских ножей из любых марок стали. А сохранить его помогает не только поворотный шарнир, но и нивелирующая гайка.

Вектор

Приспособление Вектор Плюс

Приспособление Вектор Плюс выполнено из алюминиевого сплава и нержавеющей стали. Основание состоит из 2 деталей, крепящихся друг к другу под углом 90 градусов. К каждой монтируются перекладины с прорезиненными колесиками, обеспечивающие устойчивость на рабочем столе.

Примерно в середине главной части основания в отверстие устанавливается вертикальная направляющая с шарнирным узлом. Это стальной стержень с делениями, обозначающими углы заточки – на 15,18, 20, 25 и 30 градусов. В шарнирный узел вставляется подвижная направляющая с закрепленным на ней точильным бруском. Последний может быть любой ширины, но в длину – не более 23 см и не меньше 10 см.

Поворотный держатель для точилки крепится ближе к краю основания. Расстояние от клинка до вертикальной направляющей можно регулировать, чтобы удобнее было менять положение затачиваемого инструмента. Поворотный механизм закрепляется по желанию под углом 90 и 180 градусов. Нож зажимается двумя тисками в виде губок.

В комплекте могут быть бруски разной абразивности. Но некоторые предпочитают купить только саму систему, а камни приобрести отдельно, что обойдется дешевле – в 13 тыс. р.

Точилка Гаррисона

Точилка Гаррисона существует в 2 вариантах: первую можно установить на ровной поверхности, вторую – закрепить струбцинами на край стола.

Приспособление сделано из металла, оно довольно массивное и тяжелое. Точилка отличается большой длиной направляющего стержня, на который крепится брусок. Но движения детали регулируются ограничителями. Обе особенности делают возможным затачивание больших и малых ножей. Стержень можно поставить в положение «паркинг», то есть зафиксировать над закрепленным в тисках клинком, если нужно перевернуть его.

Смотрите на видео о точилке Гаррисона:

У системы Гаррисона четко настраивается угол заточки, стоит лишь опустить на нужное деление вертикальной направляющей шарнирный механизм. Конструкция позволяет работать с ножницами и топориками. В первом случае нужно открутить 1 из тисков держателя, перевернуть его губками вверх и зафиксировать другим болтом, идущим в комплекте.

Для системы берут эльборовые или алмазные бруски. Камень закрепляется металлическими ограничителями с пружинным механизмом. Бруски приобретаются отдельно, а система стоит 13-14 тыс. р.

Муравей

Приспособление Муравей отличается от предыдущих несколькими особенностями:

  • Основанием в виде небольшого прямоугольного бруска. У одного его края крепится вертикальная направляющая, у другого – поворотный шарнир для точилки. На нем, в свою очередь, зафиксирована планка с губками, куда вставляется клинок.
  • Направляющий стержень с держателем бруска тоже небольшой. Камень выбранной абразивности вставляется в паз и закрепляется в нем. По размеру планки подходят бруски от Апекса.
  • Функция «паркинг» у приспособления отсутствует. Поэтому для перевертывания клинка другой стороной нужно извлекать из отверстия на шарниром узле направляющий стержень с бруском или держать его рукой.
  • Имеется вставка для закрепления и заточки ножниц. Ее фиксируют на держателе, убрав сначала тиски для ножа.

MyRavey стоит около 2 тыс. р., но в эту цену не входят бруски.

Apex Ruixin Pro

Apex Ruixin Pro – более простое и компактное приспособление из алюминия и стального сплава. Оно предназначено для клинков длиной от 8,5 см. Точилка крепится к краю стола как советская ручная мясорубка. У нее маленькое основание, от которого вверх идет вертикальный штырь с шарнирным узлом. Нож фиксируется стальными тисками, представляющими собой 2 довольно широкие пластины.

Направляющий стержень длинный, брусок зажимается в нем металлическими ограничителями. В комплекте есть камни абразивностью 120, 350, 600 и 1500 грит. Его стоимость – 4-5 тыс. р.

Полезные советы

  • Не беритесь за восстановление шарнира, если палец вынимается из него без разборки, такому узлу не поможет ремонт, а только замена. Отверстие под палец в корпусе должно быть меньше диаметра шара чтобы. В случае износа вкладыша, палец не мог вылететь из корпуса, став причиной аварии.
  • Восстанавливая шарнир своими руками, разбирайте его полностью и шлифуйте шар пальца, каким бы способом вы ни собирались реставрировать узел. Тогда плоду вашей работы не так скоро понадобится замена. Даже собираясь, использовать для восстановления экструдер не поленитесь разобрать шарнир чтобы посмотреть не нужна ли замена пальцу. Если не нужна, тогда только отшлифуете его шар.

Карданный шарнир для стедикама своими руками

О выборе шарнира для стедикама, об изготовлении карданного шарнира из резьбовых барашков и о юстировке вилки карданного шарнира.

Устройство приводного вала

Сам по себе ШРУС не может передать вращение от коробки передач к колесам, поэтому необходим приводной вал. Основа приводного вала – стальная труба, которая соединяет внутренний и внешний ШРУС. Внутренний ШРУС постоянно работает при угле поворота 10 – 30 градусов. Такой же угол поворота и у наружного ШРУС при прямолинейном движении вперед. Когда колеса поворачиваются, угол работы наружного ШРУС увеличивается вплоть до 60 градусов. При движении автомобиля по неровной поверхности расстояние от наружного до внутреннего ШРУС постоянно изменяется. Поэтому вал, на котором установлены два шарнира типа «Рцеппа» закреплен внутри шарниров таким образом, что при изменении расстояния он вдвигается внутрь, или наоборот, выдвигается наружу. Поэтому применение вала, на котором установлены наружный шарнир типа «Рцеппа» и внутренний типа «Трипод», позволяет жестко закрепить трубу, увеличивая общую прочность и надежность вала. Однако, изготовление такого вала более затратно, чем с двумя шарнирами «Рцеппа», поэтому на бюджетных автомобилях его не применяют.

Разъемные и универсальные петли

Разъемная петля

Разъемная петля позволит снять створку без откручивания самой петли. Съемные петли в обиходе принято также называть навесами.

На рисунке показана схема разъемной петли, иллюстрирующая принцип разъемности. Элементы фиксации обеих частей петли в обиходе остроумно назвали «папой» и «мамой». Данную терминологию с готовностью признали как пользователи, так и производители во многих странах.

1. Дверное крыло петли (мама); 2. Кулак; 3. Усиленный стальной палец; 4. Рамное крыло (папа).

Универсальная петля

Универсальную (или неразъемную) петлю придется предварительно открутить, лишь тогда удастся снять дверь с коробки. Универсальные петли подойдут для любых дверей, открывающихся как вовнутрь, так и наружу. Но к этому большому плюсу добавляется такой же большой минус – при необходимости, дверь снимется только после откручивания от нее всех петель.

1. Рамное крыло, имеет три шарнира; 2. Втулка; 3. Дверное крыло, имеет два шарнира; 4. Саморезы для крепления.

Особенности и типы шарниров для ворот гаража

Несмотря на большую популярность откатных ворот, достаточно широко используются и распашные конструкции для установки в гаражных проемах. В первую очередь это объясняется тем, что цена таких устройств меньше и их значительно проще установить самостоятельно.

При изготовлении ворот могут использоваться различные материалы:

  • Металл.
  • Древесина (см. Деревянные ворота для гаража своими руками: как сделать правильно).
  • Профилированный лист.
  • Разные отделочные панели.

От этого зависит и способ монтажа петель для установки полотен.

Это может быть:

  • Приварка к металлическим конструкциям.
  • Прикручивание болтами.
  • Крепление саморезами для металла.
  • Фиксация саморезами для деревянных конструкций.

По рабочему механизму гаражные шарниры классифицируются как:

Петли гаражные с шариком. Такая конструкция обеспечивает надежность и удобство при эксплуатации. Для их изготовления берется высокопрочная сталь с антикоррозионной обработкой. При установке таких петель обеспечивается:

  1. легкость поворота ворот;
  2. бесшумность;
  3. наличие гарантированного зазора.

Петли гаражные с подшипником. Основными преимуществами таких шарниров являются:

  1. надежное крепление ворот с большим весом;
  2. легкое вращение обеспечивается наличием подшипника;
  3. для изготовления используется высококачественная инструментальная сталь;
  4. они легко привариваются к металлу сварочным полуавтоматом;
  5. широкий диапазон размеров;
  6. возможность изготовления шарниров под специальный заказ длиной до одного метра и диаметром до 50 миллиметров.
  • Накладные или трехсекционные. Основная масса ворот воспринимается шарнирами и не дает конструкции провисать. Эти петли обеспечивают тихое и плавное скольжение, что не создает шума при эксплуатации. Створки ворот с такими шарнирами снять с петель невозможно.
  • Сквозные. Для фиксации петли следует просверлить отверстие в опорной колонне и закрепить ее гайками нужного размера. Изготавливается левосторонней или правосторонней, выдерживает массу ворот до 200 килограмм.
  • Потайные. При монтаже они обеспечивают:
  1. подвижность створок;
  2. надежность их крепления к каркасу проема;
  3. предотвращение непроизвольного разъединения створок;
  4. долгий срок эксплуатации.

Петли потайные гаражные

При выборе шарниров для распашных ворот следует учитывать габариты последних и вес: если петли недостаточно прочные, они быстро выйдут из строя.

Оптимальные размеры шарниров с подшипником для металлических стандартных ворот составляют:

  • Диаметр 20 мм.
  • Длина 180 мм.

Иногда приходится ставить усиленные шарниры для ворот, как показано на фото.

Надежные шарниры для ворот

При монтаже они должны обеспечивать воротам:

  • Бесшумность при открывании.
  • Не допускать провисания полотен.
  • Легкость поворота. Это подвижный элемент, который требует смазки и особого обслуживания в зимний период, для чего в нем имеется специальное отверстия для смазки.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Стойкость к взлому.
  • Требуемую ширину распахивания, для обеспечения въезда в гараж автомобиля любых размеров. Особенно это относится к внутреннему варианту монтажа петель.
  • Эстетичность конструкции.

Всеми этими качествами и повышенной стойкостью обладают гаражные петли с подшипником.

По форме шарниры могут быть:

Цилиндрическими, самые распространенные. Перед монтажом к ним привариваются для крепежа металлические пластины или «ушки».

Приварка «ушек» к цилиндрическим шарнирам

  • Квадратные, изготовленные из квадратного профиля.
  • Шестигранные.
  • Петля-стрела для ворот.

Петля-стрела для гаражных ворот

Габариты и вес ворот влияют на конструкцию петель и их количество, которое может быть для одной створки от двух до четырех.

Как на ворота приварить шарниры

Перед проведением монтажных работ необходимо приобрести:

  • Аппарат для проведения сварочных работ с набором электродов.
  • Шлифовальную машинку или болгарку для обработки сварных швов.
  • Строительный уровень.
  • Отвес.
  • Рулетку.
  • Молоток.

Инструкция проведения ворот заключается в следующем:

  • Конструкция располагается на ровной плоскости.
  • Намечаются места для размещения петель. При этом тщательно выверяются все установочные размеры ворот, которые обеспечат расположение полотен в каркасе проема с зазором максимум два миллиметра.
  • Шарниры смазываются солидолом.
  • Точечной сваркой прихватываются обе части петли в нижней части ворот.
  • Контролируется соосность размещения петель.
  • Таким же образом прихватывается верхняя петля.
  • Проверяется ход створки на отсутствие зазоров.
  • Петли ворот привариваются намертво.

Приварка петель на ворота

  • Сварные швы зачищаются болгаркой.
  • Окрашиваются краской в тон цвета полотна.

Тонкости установочных процедур

Для ворот гаража петли можно установить самостоятельно. Всего существует 3 способа крепления петель к воротам:

  1. При помощи сварки. Это наиболее надежный способ. Петля просто приваривается к створке и раме. Рекомендуется использовать усиление в виде пластин для повышения надежности крепления.
  2. Болтовым соединением. Применяется такой способ в случаях, если нет возможности воспользоваться сваркой или нет такой необходимости. Петли имеют несколько отверстий, через которые они крепятся к раме и створкам болтами. С обратной стороны болты фиксируются гайками. Недостаток состоит в том, что головки болтов можно сбить зубилом или срезать.
  3. С использованием саморезов по металлу. Если створки изготовлены из тонкого металла, то допускается их крепление на саморезах по металлу. Такие саморезы оснащены сверлами, имеют шестигранные головки для удобства закручивания. В этом случае детали должны иметь лепестки с просверленными в них отверстиями.
  4. С использованием саморезов по дереву. Применяются исключительно в тех случаях, когда ворота деревянные.

Изготавливаем петли своими руками

Процесс изготовления петель прост. Чтобы фурнитура получилась качественной, необходимо уметь выполнять собственными силами различные виды работ.

Готовим инструмент и материалы

Для изготовления качественной фурнитуры в домашних условиях подготовьте подходящий инструмент, материалы и оборудование. В наличии надо иметь следующий инструмент и оборудование:

  • Рулетка или другой измерительный инструмент. Иногда можно обойтись обычной линейкой, но она в таком случае должна полностью отвечать нормативным требованиям;
  • Маркер, который пишет по металлу. Вместо маркера можно взять мел;
  • Ножовку с полотном по металлу. Те, кто умеет пользоваться болгаркой, могут воспользоваться этим оборудованием, если оно есть в наличии;
  • Напильник;
  • Молоток;
  • Сварочный аппарат с подходящими техническими характеристиками, а также средства индивидуальной защиты, которые необходимы для выполнения сварочных работ.


Готовим инструмент

Также подготовьте:

  • Металлическую пластину толщиной 2-3 мм;
  • Отрезок трубы;
  • Стальной прут. Его диаметр согласовываться с внутренним диаметром отрезка трубы. Выбирают прут так, чтобы он помещался внутри трубы с небольшим натягом. От прута, размер которого меньше внутренних размеров трубу лучше отказаться.

Последовательность изготовления

Первоначально отпиливают два отрезка трубы. Суммарная длина зависит от размеров дверного полотна. Так если она 11 см, надо подготовить первый отрезок трубы длиной 5 см. Прежде чем отрезать трубу нужного размера, аккуратно нанесите разметку. Также потребуется отрезок трубы, длина которого на 1 см больше, т.е. – 6 см. В итоге суммарная длина равна 11 см.

После отпиливания на металлической поверхности часто образуются заусенцы, об которые можно пораниться во время монтажных работ. Чтобы этого не произошло, уберите дефекты с помощью напильника. Работайте в перчатках, чтобы не повредить руки. Обработку выполните с обеих сторон.

Как только трубки готовы, подготавливают прут. Его длина равна суммарной длине труб, то есть 11 см. Для этого наносится разметка на поверхность прутка и производиться отпил. Линия реза должна быть перпендикулярна условной оси прутка.

Отрезав пруток и трубы в размер, их соединяют вместе. Для этого в гильзу запрессовывают пруток. Как только гильзы займут свое место, подготавливаются пластины. Их размер согласовывается с габаритами двери и размерами изготавливаемых петель. Таких пластины должно быть две, и они имеют одинаковую длину. На этом подготовительный этап заканчивается. Переходят к сварочным работам.

Убедившись, что пруток занял внутри гильзы нужное положение, торцы обеих трубок заваривают. Это исключает смещение стержня внутри трубы в процессе эксплуатации.

Затем пластины привариваются к гильзам. Их располагают перпендикулярно условной оси гильз. Для этого сначала прихватывают пластины, а затем, убедившись в их правильном пространственном расположении, приваривают окончательно.

Декорирование

Чтобы изготовленные петли выглядели красиво, их красят или оцинковывают. Оба эти варианта позволяют придать поверхности красивый внешний вид, а также защитить от внешнего негативного воздействия. Для этого толщина наносимого покрытия должна быть достаточной для конкретных условий эксплуатации.

После декорирования фурнитура выглядит практически также, как продаваемая официальными производителями. При этом всегда можно подобрать цвет изделия, который требуется. Так если в продаже можно найти фурнитуру, как правило, черного цвета, то петли, изготавливаемые собственными силами, можно окрасить в любой подходящий цвет.


Готовая фурнитура

Монтаж петель

После того, как фурнитура полностью готова, ее устанавливают. Для этого одну пластину прикручивают к створке, вторую – к дверному полотну. Крепление производится так, чтобы пластина с верхней гильзой была прикручена к двери, а вторая часть к вертикальной стойке коробки. В процессе установки изготовленная петля собирается в целостное изделие.


Монтаж петель

Чтобы исключить заедание в процессе эксплуатации, между сопряженными поверхностями добавляют смазочный материал. Количества смазки должно быть достаточно, чтобы штырь легко вращался внутри гильз.


Установленная фурнитура

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации