Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Аккордеон

Количество голосов. Регистры

Аккордеоны отличаются по максимальному количеству одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши на правой клавиатуре. Аккордеоны с количеством голосов больше одного имеют разную настройку язычков: строевые язычки с розливом звучат чуть выше строевых, октавные ниже строевых на октаву, пикколо выше строевых на октаву, квинтовые выше строевых на квинту.

Состав язычков
Видаккордеона Строевые Строевыес розливом Октавные Пикколо Квинтовые
2-голосный 1 1
3-голосный 1 1 1
4-голосный 1 1 1 1
5-голосный 1 1 1 1 1

Переключатели регистров 3-голосного аккордеона

За счёт меньшего количества клавиш в правой клавиатуре (41 клавиша), по сравнению c баяном (в среднем около 52—55 кнопок), у аккордеона есть преимущество в возможности использования большего количества язычков, звучащих при нажатии одной клавиши, без необходимости увеличения ширины инструмента. Благодаря этому свойству большинство аккордеонов изготавливают трёхголосными с регистровыми переключателями, изменяющими состав звучащих язычков.

Критерии выбора

Перед тем как выбрать диван с механизмом аккордеон, следует определиться с желаемыми параметрами

В мебельных магазинах имеется огромный выбор таких конструкций, поэтому важно не растеряться и найти модель, которая будет сочетать в себе все необходимые характеристики

При выборе подходящего дивана специалисты рекомендуют обращать внимание на следующее:

  • качество мебели;
  • тип конструкции;
  • цвет и стиль;
  • материал обивки;
  • габариты в разложенном виде;
  • наличие дополнительных функций.

В первую очередь необходимо осмотреть деревянные детали на наличие неровностей, чрезмерной влажности или обилия заусенцев. Металлические элементы не должны иметь царапин или следов ржавчины. Также качественная мягкая мебель не может скрипеть или перекашиваться.

По конструкции диваны подразделяются на следующие типы:

  1. Стандартный – для посадки двоих-троих человек. Такие модели чаще всего устанавливают в гостиных малогабаритных квартир.
  2. Угловой – имеющий стационарную боковую секцию. Он позволяет поместить наибольшее количество человек.

Стиль дивана должен сочетаться с интерьером комнаты, в которой предполагается установить мебель

Важно обратить внимание не только на цвет, но и на материал обивки. Его износостойкость определяет, через сколько лет придется обшивать диван заново. Покрытие должно хорошо чиститься, особенно это важно, если в доме есть дети или животные

Для ежедневного использования подойдет обивка из жаккарда, шенилла или гобелена. Отличное решение – тефлоновая пропитка, придающая ткани водоотталкивающие и грязезащитные свойства

Покрытие должно хорошо чиститься, особенно это важно, если в доме есть дети или животные. Для ежедневного использования подойдет обивка из жаккарда, шенилла или гобелена

Отличное решение – тефлоновая пропитка, придающая ткани водоотталкивающие и грязезащитные свойства.

Обивка из велюра и флока выглядит красиво, но быстро истирается при регулярном использовании. Что касается кожи, конечно, максимальной износостойкостью обладает натуральный материал, однако он не подойдет для ежедневного сна. Хуже по прочности кожзаменитель – при частом использовании он быстро затирается и трескается.

Модели диванов имеют разные размеры, поэтому следует заранее замерить место, в которое планируется вписать конструкцию. Будущая мебель должна свободно раскладываться, ничего не задевая. Диапазоны размеров конструкции составляют: по ширине – 70-100 см, по длине – 165-200 см.

При желании можно приобрести мебель с дополнительным оснащением: подлокотниками, ящиком для белья. Некоторые диваны в боковых элементах имеют встроенные ниши, которые используют для хранения книг или декоративных предметов. Такие конструкции позволяют экономить на книжных полках. При ежедневном использовании мягкой мебели для сна станет актуальным встроенный ящик на колесах.

Трансформация типа аккордеон является одной из самых востребованных среди потребителей. Диван подойдет для самых разных помещений: гостиной, спальни, кабинета или детской. Необходимо только выбрать подходящую модель, которая идеально впишется в комнату по размерам и стилю.

Качественная мебель не скрипит

Следует выбирать максимально износостойкий материал обивки

Мебель должна свободно раскладываться

Важен дизайн дивана

Чем отличается от дивана, тахты и кушетки?

Диван, тахта и кушетка – это совершенно разные предметы интерьера. Чтобы разобраться в том, в чем же заключаются различия между этими моделями, необходимо подробно рассмотреть свойства каждой из них

Софа

Софу можно со всей уверенностью назвать яркой представительницей турецкого колорита. В нынешнее время такие предметы интерьера пользуются популярностью среди обеспеченных людей. Как правило, софа имеет небольшую высоту. Спинка и подлокотники в такой мебели располагаются на одном уровне. Наличие спинки является отличительной чертой софы. Такая деталь отсутствует в тахте.

Можно выделить две разновидности такой модной турецкой мебели:

  • Классические модели. Подобные изделия представляют собой широкие диваны, рассчитанные на отдых. В них нет раскладных или выкатных механизмов.
  • Раскладные модели. Эти разновидности софы имеют более компактные размеры. В них присутствуют раскладные механизмы и дополнительные системы хранения (бельевые ящики и секции).

Тахта

Тахта является весьма популярной мебелью в странах Азии. Там она дополняется красивыми коврами или пестрыми накидками с контрастными вышивками. В настоящее время тахта представляет собой широкий и невысокий диванчик.

Наиболее часто встречаются следующие виды этой оригинальной мебели:

Модели, выполненные в виде высокого дивана без спинки.

Модели, в которых место спинки занимает изголовье небольшого размера. Достаточно часто подобные разновидности оснащают подлокотниками.

Отличительной чертой тахты является ее ширина. Такую мебель можно использовать как в роли сиденья, так и в роли удобного спального места. Как правило, тахта (как и кушетка) не имеет острых углов. Такие изделия особенно актуальны, если в доме проживают маленькие дети. О тахту нельзя случайно удариться и получить травму.

Кушетка

Интересным дизайном отличаются стильные кушетки. Раньше под этим названием подразумевались стулья или жесткие кресла. Сегодня такая мебель представляет собой односпальную кровать с красивым изголовьем.

Как правило, кушетки дополняются изголовьями с регулируемой высотой. Нельзя не отметить и эффектный изысканный дизайн этих изделий. С помощью правильно подобранной кушетки можно «оживить» практически любой интерьер.

Зачастую можно встретить изысканные кушетки, в которых присутствуют раскладные механизмы и ящики для постельных принадлежностей.

Тембровая камера

На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглашения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки.Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки.

Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом),с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу звука, но и несколько изменяет тембр).

По материалам А. Мирека.

История

В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно.

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной». Позже, — когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в других городах Центральной России, — этот звукоряд стали называть московским. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.. С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна.

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеонов). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном». В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль).

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге.

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской (см. на ). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.

Виды

Производители изготавливают диваны с механизмом трансформации «аккордеон» в трех вариациях:

  • Кресло-кровать. Рассчитано на одного человека, отличный вариант для небольших комнат или детей.
  • Угловой. Содержит помимо основных четвертую угловую секцию, спальное место у угловых диванов отличается большими габаритами, а количество посадочных мест увеличивается в несколько раз.
  • Прямой. Классическая модель дивана.

Помимо стандартного модельного ряда в комплекте могут идти дополнительные элементы:

  • Кофейные столики, встроенные дополнительные полки с баром и ящиком для хранения белья.
  • Во многих мебельных салонах покупателям предоставляют на выбор полноценный дизайнерский гарнитур мебели, который может состоять из кресел, диванов и дополнительных предметов интерьера, таких, как подушки и сменный еврочехол, доступный в различных расцветках.

Кресло-кровать

Кресло-кровать с механизмом «аккордеон» разбирается и складывается по тому же принципу, что и другие модели. Поверхность, образующая спальное место, снабжена ортопедическим матрасом. Кресла-кровати, как и диваны, могут быть двух видов:

  • С подлокотниками;
  • Без подлокотников.

Подобная мебель является отличным решением для владельцев небольших квартир или тех, кто желает эргономично распоряжаться пространством своего дома. Мебель без подлокотников, в отличие от моделей с ними, при таких же размерах обладает большей шириной спального места.

Угловые диваны

Угловые диваны считаются более функциональными. Спальное место раскладывается как вдоль, так и поперек, а угловые модули могут менять свою конфигурацию на некоторых моделях.

Прямые диваны

Прямые диваны оборудованы более вместительными модулями для хранения. Они прекрасно смотрятся как в больших, так и в маленьких помещениях. Широкий модельный ряд представлен конструкциями различных размеров. Наличие ортопедического матраса и деревянных подлокотников делает софу удобной зоной для отдыха, а в разложенном виде она становится прекрасным местом для сна.

Типы

Строение клавишного аккордеона

Аккордеоны имеют много конфигураций и типов.

По высоте звука

  • Некоторые аккордеоны являются бисонорными, производя различные высоты звука в зависимости от направления движения сильфона (некоторые виды гармоней и баянов).
  • Другие являются унисонорными и производят одинаковую высоту звука в обоих направлениях меха (фисгармония).

Левые ручные системы

Типичная 120-кнопочная унисонорная система Страделла

  • Stradella Bass System — 96-кнопочная система (может быть также 120-кнопочной), расположена по квинтовому кругу. Отдельные кнопки отвечают за отдельные аккорды (в том числе и септаккорды).
  • Бельгийская система представляет собой вариант системы хроматических аккордеонов. Она также расположена в квинтовом круге, но в обратном порядке. Эта система имеет три ряда басов, три ряда кнопок аккордов, позволяющих легче перебирать мелодии, объединять аккорды, использовать все пальцы. У таких аккордеонов больше места между кнопками. Эта система плохо продавалась за пределами родной Бельгии.

Правые ручные системы

  • У некоторых справа имеются клавиши с хроматическим звукорядом
  • У других справа имеются клавиши с диатоническим звукорядом
  • У третьих имеются клавиши фортепианного типа (аккордеон)

Регистры

  • Некоторые могут играть в разных регистрах
  • Некоторые играют в одном регистре
  • Также может быть, что на аккордеонах можно настраивать одни и те же регистры по-разному

Особенные аккордеоны

Различные гибридные аккордеоны были созданы с разными видами звукорядов и регистров. Только немногие остались в использовании:

  • Шраммель — аккордеон, используемый в венской камерной музыке и клезмере, имеет высокие частоты — от хроматического баяна и бисонорного баса. В целом он похож на диатонический баян, но с большим разнообразием звукорядов.
  • Штайрише — тип диатонического баяна, применяется в альпийской народной музыке Австрии, в Чехии, Словении, Германии, в Баварии и Южной Италии. Имеет особенный звукоряд.
  • Швицерёргели (швейцарский орган) как правило, имеет три ряда диатонических высоких звукорядов и 18 унисонорных басовых кнопок (подмножество системы Страделла с некоторыми дополнениями).
  • Трикити — баскский аккордеон. Имеет два диатонических ряда с бисонорными высокими частотами и 12-кнопочный диатонический унисонорный бас.
  • Британская хроматическая гармоника — диатонический аккордеон, также распространён в Шотландии. В то время как правая рука играет бисонорный звукоряд, левая рука следует за системой Страделла. Элитной формой этого инструмента, как правило, считается немецкий Shand Morino, произведенный Hohner с участием сэра Джимми Шанда.
  • Педальная гармоника — тип аккордеона (иногда используется в польской народной музыке), который имеет связанную пару труб и один сильфон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.

Подлокотники

Если выбирается бюджетный вариант, то в нем могут отсутствовать подлокотники. Диваны аккордеон с деревянными подлокотниками или элементами, выполненными из других материалов, считаются комфортными и удобными, поэтому желательно ориентироваться именно на их покупку. Если их цена высока, то может выбираться современный диван без подлокотников, однако сидеть на нем будет не слишком комфортно.

Если говорить о подлокотниках, то они могут быть нескольких видов:

  • деревянные – универсальные, изящные подлокотники, за которыми очень легко ухаживать;
  • модульные из ДСП – такие варианты нередко снабжены множеством удобных, полезных полочек и даже небольшим столиком. Мебель с такими подлокотниками подойдет для тех, кто любит все иметь под рукой;
  • модульные из МДФ – такие подлокотники не боятся влаги, к тому же они долговечны и термостойки;
  • искусственная кожа – мягкие подлокотники, которые намного практичнее тканевых вариантов. За такими элементами легко ухаживать, а они в свою очередь придают изделию изящества и делают его стильным;
  • тканевые – классическое решение, применяемое производителями мягкой мебели уже долгие годы. Такие подлокотники безопасны благодаря своей мягкости, вот тот ухаживать за ними непросто.


Без подлокотников


Деревянные


Модульные


Из экокожи


Тканевые

Клавиатура

См. также: .

На правой клавиатуре аккордеона исполняется мелодия, на левой аккомпанемент.

Правая клавиатура

По типу правой клавиатуры современные аккордеоны подразделаются на два больших класса: клавишные и кнопочные.

Большинство современных аккордеонов — клавишные. Правая клавиатура у клавишных аккордеонов повторяет фортепианную клавиатуру. (В частности аппликатура на правой клавиатуре клавишного аккордеона сходна с фортепианной аппликатурой для правой руки.) Высота звуков повышается от верхних клавиш к нижним. Диапазон полного — полноразмерного — аккордеона с 45-ю фортепианными клавишами — от ноты Ми малой октавы (Ми большой октавы за счёт регистра Фагот) до ноты До четвёртой октавы (До пятой октавы за счёт регистра Пикколо). Неполные аккордеоны (с размерами 1/2, 3/4, 7/8) в основном предназначены для учебных целей. Диапазоны и тембры звучания на клавишных аккордеонах переключаются регистровыми переключателями, расположенными перед (относительно мехов) правой клавиатурой. У полного клавишного аккордеона число переключаемых регистров (и соответственно переключателей регистров) может достигать пятнадцати.

Правая клавиатура кнопочных аккордеонов — кнопочная, визуально несколько напоминающая правую клавиатуру пятирядного баяна. Естественно конструкция механизма связи кнопок с клапанами звукоизвлекающих элементов иная и очень сходна с таковой у баянов. Также кнопки сравнительно компактны (это также наблюдается и на баянах), что позволяет правой клавиатуре кнопочного аккордеона охватывать практически весь доступный аккордеону диапазон звуков. Это особенность кнопочного аккордеона делает ненужными переключаемые регистры диапазона звучания, — достаточно иметь только переключаемые тембральные регистры. Как следствие переключаемых регистров у кнопочных аккордеонов часто меньше. При равном же количестве переключаемых регистров кнопочный аккордеон обладает большим богатством тембров звучание чем клавишных аккордеон.

В остальном же конструктивно кнопочный аккордеон никак не отличается от клавишного. В частности панель-основа правой клавиатуры у кнопочного и клавишного устроена одинаково и, в частности, развернута относительно корпуса инструмента под одинаковым углом.

Левая клавиатура

При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового аккордеона звучит басовая нота или аккорд. У выборного или готово-выборного аккордеона на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков. Подробное описание левой клавиатуры см. в соответствующем разделе статьи .

Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре
Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41(Фа малой октавы —Ля третьей октавы) 37(Фа малой октавы —Фа третьей октавы) 34(Соль малой октавы —Ми третьей октавы) 26(Си малой октавы —До третьей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Баян Стерлигова

В Санкт-Петербурге жил известный мастер П. Е. Стерлигов, который занимался настройкой и изготовлением различных музыкальных инструментом, в том числе духовых. Однажды он получил заказ на изготовление гармонии для музыканта Я. Титаренко, который на своих афишах уже стал применять название баян. Говорят, что это связано с тем, что на судостроительном заводе в это время изготавливался одноименный крейсер. Мастер придумал использовать дублирующий басовый ряд, такая раскладка стала называться «петербургской» или «ленинградской». В 1913 году мастер изготовил баян с двумя рядами басовых кнопок, который был максимально похож на современный. Более удобная раскладка стала называться «московской». Эстафету приняли мастера братья Генераловы. В настоящее время большой популярностью пользуется Тульский баян, который отличается не только превосходным звуком, но и высокой надежностью, долговечностью, так как изготовлен качественно.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации